Через двадцать минут нас тут не будет, — говорит черный от загара командир зенитно-ракетной батареи на С-300ПМУ, — По легенде учений враг разведал наше местоположение, поэтому оставаться небезопасно. Сейчас быстро сворачиваемся и уходим. Будем работать с других позиций.
На полигоне Ашулук в Астраханской области царит изматывающая жара — столбик термометра вторую неделю не опускается ниже 40 градусов по Цельсию. Солдаты регулярно прикладываются к флягам с водой, сплевывают скрипящий на зубах песок. Сложнейшая боевая техника ревет вентиляторами систем охлаждения, но работает — температурный предел у нее уходит за 50-60 градусов.
За спиной командира высятся опутанные кабелями пусковые установки с контейнерами зенитных ракет, пункт управления, командный пункт с радиолокатором подсвета и наведения, транспортно-заряжающие машины и палатки личного состава КП. Под палящими лучами астраханского солнца они выглядят как декорации для фильма про постапокалипсис.
Все это сейчас разберут, смотают, сложат и увезут. А пока я снимаю то, что разрешили. Комплексы С-300ПМУ очень интересные — каждый из них имеет высокую степень автономности и может вести бой самостоятельно. Предусмотрены мощные системы автономного энергоснабжения, работающие от газотурбинных установок.
Это большое хозяйство ежесекундно готово к удару по воздушным целям и держит под контролем кусок пространства в радиусе 200 километров. Находит и сбивает почти все: начиная от крылатых ракет и самолетов, и заканчивая оперативно-тактическими боеголовками, летящими по баллистической траектории. Говорят, может и МБР на излете перехватить, но это уже сказки диванных экспертов. Для таких дел у России есть девайсы посерьезней — перхватчики «Нудоль» и что-то в этом роде. Точнее, у Москвы.
Стартовавшую зенитную ракету С-300 практически невозможно сбить с курса ловушками и помехами. Хоть обстреляйся. Пассивный радар в ее голове работает только на прием. В точку встречи с целью ракету ведет мощный наземный РПН с фазированной решеткой. Одним каналом он подсвечивает самолет, вторым — ракету.
Многопроцессорный компьютер в режиме реалтайм обсчитывает жалкие маневры цели и уточняет высоты/координаты точки встречи. Обновленные данные сразу уходят на ракету и она меняет (или не меняет) курс. Свиданка состоится, тут без вариантов. Если что не так, в небо автоматом уйдет вторая. За ней третья. Когда метка на экране гаснет, система сама освобождает каналы и переключается на другую цель, наиболее приоритетную.
К примеру, РПН на фото может наводить до 4 ракет и сопровождать до 24 целей одновременно. Эффектно крутить антенной для этого не обязательно, благодаря фазированной решетке луч управляется электрическим способом и перенацеливается мгновенно. Ну как мгновенно, со скоростью света. Куда уж быстрее?
Полигон Ашулук, Астраханская область. Июнь 2013-го.