Выход на точку, пикирование, разовый сброс 12 тонн воды и ручка на себя — эта фаза полета на самолете-амфибии Бе-200ЧС по ощущениям напоминает катание на американских горках. Освободившаяся от груза машина свечой уходит в небо и придавливает пассажиров внушительной перегрузкой. Многих основательно плющит, кто послабее — зеленеют и хватаются за бумажные пакеты.
Я сижу у выпуклого блистера левого борта, предназначенного для визуального поиска целей. Обзор отсюда шикарный, голову в буквальному смысле можно высунуть за борт. Чувствую, как непреодолимая сила пригибает плечи к коленям, склоняет голову и вырывает камеру из рук. Этот эффект длится секунды и сменяется невесомостью — самолет делает маневр «горка» с резким разворотом на крыло, имитирующим уход от отвесного склона горы.
Маневренность и динамика Бе-200 впечатляют. Два турбореактивных двигателя суммарной тягой 15 тонн наделяют машину скороподъемностью штурмовика. «Мы и есть штурмовики, — смеются летчики. — Только вместо бомб — водичка. Ты посмотри, самолет большой, как «боинг», а вместо штурвалов — ручки, как на истребителях».
Здоровенные двигатели установлены в брызгозащищенной зоне — центроплан и крылья надежно прикрывают их от мощных водяных вихрей, летящих из-под днища при глиссировании.
Забор на глиссировании это отдельная история. Когда тяжелая машина на скорости более 200 км/ч касается брюхом воды, ее лихорадит так, что кажется корпус вот-вот развалится на куски. Адски гремят кресла, оборудование, переборки. Двенадцать тонн воды набираются в восемь цистерн за двенадцать секунд. Вибрация пропадает, потяжелевший самолет захлопывает створки системы водозабора и плавно набирает высоту.
В тушении лесных пожаров конкурентов у Бе-200 нет. Если очаг возгорания находится на расстоянии не более десяти километров от годного водоема, то самолет способен сбросить на него до 300 тонн воды на одной заправке. В этом смысле вертолеты им уступают в разы, хотя и способны сбрасывать воду более точно.
По факту, Бе-200 это уменьшенная копия легендарной военной амфибии А-40 «Альбатрос», запиленная в судорожной попытке сохранить остатки крутой советской школы гидроавиастроения. С одной стороны это удалось, с другой — А-40 все же немного другая история. Куда более интересная. Подробнее об этом самолете можно почитать в моем материале для ria.ru.
Геленджик. Сентябрь 2012-го.