Плавдок — Андрей Станавов

Плавдок Как чинят большие корабли

Крутить вниз

Плавучие доки с незапамятных времен используются для осмотра и ремонта подводной части судов. Устроена эта штука просто — огромный понтон с балластными насосами и стапель-палуба. Когда в отсеки понтона закачивается забортная вода, он погружается, когда откачивается — всплывает. Как правило, вместе с зашедшим в него кораблем.

При всплытии дока корабль встает на специальные подставки — так называемые кильблоки. Их четко под килем устанавливают водолазы.Плавдоки удобны тем, что потрепанное в дальних походах судно предстает перед рабочими во всей красе: с ржавчиной, присосавшейся морской живностью, отлетевшими заклепками и разошедшимися швами.

Строительные каски — обязательное требования ко всем, кто работает в доке. Хотя, сами рабочие смеются: если с такой высоты прилетит балка или кусок обшивки, шансов уцелеть немного. Но правила есть правила, их стараются соблюдать.

Точечное вспучивание краски специалисты называют осмосом или питтинговой коррозией. На краске образуются пузырьки, в которых скапливается морская вода. В доке все это смывают, счищают и проводят пескоструйную обработку. Соли на поверхности металла остаться не должно.

После очистки замеряют остаточные толщины в 800 точках на подводной части корпуса. В местах, где обшивка из-за коррозии истончилась более чем на 40 процентов, наваривают накладные листы усиления. Затем все красят заново.

Работа в плавучем доке чертовски грязная и тяжелая — из всех щелей и отверстий поднятого судна за пазуху льется ржавая морская вода, нос закладывает от запаха гниющих на обшивке ракушек и водорослей, отмывать и очищать приходится колоссальные площади металла. Платят за нее немного. Так, старший механик дока в среднем получает около 40 тысяч рублей, простые рабочие вдвое меньше.

Впрочем, плавдоки бывают не только ремонтные. Передаточные предназначены для спуска судна на воду с горизонтального стапеля, транспортные — для доставки больших кораблей через мелководье или труднопроходимые акватории. Одним словом: удобное и универсальное устройство, без которого флоту не быть.

Севастополь. Май 2018-го.

Поделиться в соцсетях: